Технический регламент ТР ТС 018/2011 («О безопасности колесных транспортных средств») – главный документ, определяющий требования к автомобилям в странах Таможенного союза (в том числе РБ, РФ и др.) reglament.by. В нём особое внимание уделено фарам и световым приборам, ведь от правильного света зависит безопасность на дороге. Эта статья простым языком объясняет основные требования к фарам по ТР ТС 018/2011 – какие фары разрешены, как их правильно отрегулировать и какие изменения допустимы. Материал будет полезен водителям, которые готовятся пройти техосмотр или планируют регулировку либо модернизацию фар.
Что требует техрегламент: кратко о главном
По техническому регламенту ТР ТС 018/2011 автомобильные фары и другие световые приборы должны соответствовать ряду критериев безопасности и технических норм. Если обобщить требования регламента, то для ближнего и дальнего света фар важны:
- Цвет и тип света: Ближний и дальний свет должны быть белого цвета. Для передних противотуманных фар допускается белый или жёлтый свет. Любые другие цвета (синеватые, фиолетовые и т.д.) или чрезмерно окрашенные лампы на основных фарах не разрешены.
- Количество и расположение: На легковом автомобиле обязательно две фары ближнего света и обычно две фары дальнего света (часто совмещены в одном блоке). Фары устанавливаются парно и симметрично по ширине машины. Высота установки ближнего света — от 500 до 1200 мм над дорогой (у больших внедорожников и грузовиков допускается до 1500 мм). Это означает, что фары не должны стоять слишком низко или слишком высоко относительно нормативов.
- Яркость и распределение света: Фары должны обеспечивать достаточную освещённость дороги, но без ослепления встречных водителей. Регламент устанавливает максимально допустимую силу света для дальнего света (не более 300 000 кд суммарно для всех включённых фар) и чёткие требования к светораспределению ближнего света (наличие правильной светотеневой границы и определённого наклона луча вниз). Иными словами, световой пучок обязан быть сфокусирован и направлен строго определённым образом.
- Исправность и состояние: Все обязательные лампы и фонари должны работать. Недопустимо треснувшее стекло фары, существенные повреждения отражателя или сильное помутнение, которое ухудшает свет. Также не должно быть крупного конденсата или воды внутри фары – это признак негерметичности. Лёгкое запотевание допустимо (при перепаде температур), но большое скопление влаги может привести к тому, что техосмотр автомобиль не пройдёт.
Помните, что техрегламент фактически заменил старые ГОСТы, и сейчас именно по его требованиям проверяют автомобили на гос. техосмотре. Если фары не соответствуют этим правилам, инспектор ГАИ вправе не допустить машину к эксплуатации, а на дороге вас могут оштрафовать за «незаконный свет». Далее рассмотрим подробнее, какие фары и модификации запрещены, а какие разрешены, а также требования к регулировке света.
Запрещенные и допустимые фары: что можно, а что нельзя?
Правила однозначно оговаривают, какие изменения в конструкцию фар недопустимы без специального оформления. Вот основные запрещенные решения при эксплуатации обычного автомобиля:
- Установка неподходящих ламп в фары. Нельзя просто взять и поставить ксеноновую или светодиодную (LED) лампу в фару, рассчитанную под галоген. Если фара изначально не сконструирована под такой источник (например, нет соответствующей маркировки DCR/LED), то замена типа лампы считается изменением конструкции. Световой поток в неподходящем отражателе или линзе будет неправильно распределён – встречные водители будут ослеплены, а вы рискуете получить непройденный техосмотр или штраф. Например, ксеноновые лампы в обычных фарах без линз и автокорректора категорически запрещены.
- Изменение цвета и тонировка фар. Как отмечалось, основные фары должны светить белым. Покраска стекол, плёнки, чулки на фары, дающие желтый или другой оттенок ближнего/дальнего света, не допускаются. Запрещены также любые синие “эффект ксенона” лампочки, если они не белые по факту. Тонировать фары плёнкой тоже нельзя – это снижает их эффективность и меняет цветовой тон.
- Отсутствие необходимых систем при ярком свете. Если вы всё же установили более мощные источники света (например, оригинальные ксеноновые блок-фары или очень яркие LED-модули), автомобиль должен быть оснащён омывателем фар и автокорректором угла наклона. По регламенту фары ближнего света с лампами свыше 2000 lm обязаны иметь функционирующий омыватель, а если это заводской ксенон/LED, то и автоматический корректор (чтобы при загрузке машины фары сами опускались ниже) mvif.ru. Машины с заводским ксеноном изначально всем этим оснащены. Если же в обычной машине поставить ксенон без этих систем – это нарушение.
- Самодельные фары и “колхозный” тюнинг. Установка китайских несертифицированных фар, дополнительных прожекторов или стробоскопов без специального разрешения – тоже под запретом. Например, нельзя ставить мощную светодиодную балку на крышу и пользоваться ей на обычных дорогах; нельзя ставить мигающие красно-синие огни, имитирующие спецсигналы оперативных служб – за такое сразу лишение прав либо штрафы. Все световые приборы на автомобиле должны соответствовать по форме, цвету и режиму работы заводской комплектации или одобренным изменениям.
К счастью, есть законные и безопасные способы улучшить свет или заменить изношенные элементы фар. Вот что допустимо и разрешено для обычных водителей:
- Использовать только штатные типы ламп. Самое простое правило – ставьте в фары лампы того типа, который предусмотрен заводом: галоген H1, H7, HB4 и т.д. нужной мощности. Допускается переход, например, с галогена на галоген большей эффективности (например, +30% света серия) – это не считается переделкой. А вот переход на иной принцип свечения (газоразрядный, светодиодный) – только если фара рассчитана на него.
- Установка оригинальных ксеноновых или LED-фар. Если есть возможность заменить целиком блок-фары на сертифицированные (с заводским LED или ксеноном для вашей модели авто), это разрешено. Многие современные автомобили имеют опцию LED-оптики – такая замена обычно законна, потому что новые фары имеют все нужные маркировки и системы (а/корректор, омыватель) в комплекте. Обязательно убедитесь, что новые фары имеют отметку Е** или знак ЕАС, подтверждающий их сертификацию.
- Грамотный retrofit галогеновых фар на Bi-LED. Современное решение – установка Bi-LED линз взамен старых галогенных отражателей или линз. По сути, это внедрение в штатную фару нового модуля с светодиодным источником и чёткой границей света. Формально такая доработка относится к изменению конструкции, но Retrofit Minsk выполняет её профессионально и по стандартам, поэтому внешне и по световым характеристикам фара будет соответствовать требованиям. Правильно установленная Bi-LED линза даёт белый правильный световой пучок с отсечкой, не слепит встречных и улучшает вашу видимость. Многие наши клиенты успешно проходят техосмотр с такими модернизированными фарами, потому что мы сохраняем все нормативы наклона и светораспределения.
- Замена стекол и отражателей фар на эквивалентные. Если у вас разбилось или помутнело наружное стекло фары – его можно заменить на новое (оригинальное или качественный аналог). Это не противоречит требованиям, наоборот, восстанавливает светотехнику до заводского состояния. То же касается отражателей и линз: замена выгоревшего отражателя на новый или установка новой линзы вместо старой мутной допустима, если компоненты аналогичны штатным по характеристикам. После такой замены важно лишь отрегулировать фары.
- Установка штатных противотуманок и доп. оборудования по инструкции. Многие авто имеют опциональные ПТФ (противотуманные фары). Их установка в предусмотренные места бампера разрешена, если использовать фирменный комплект и подключать по схеме. Противотуманки тоже надо правильно отрегулировать (они должны светить ниже горизонтали). Также допускается установка дневных ходовых огней, если они сертифицированы и установлены согласно требованиям (белый свет, автоматическое включение/выключение и т.д.).
⚠️ Важно: Любые изменения в свете следует доверять специалистам. Некорректная установка даже разрешённых компонентов может привести к нарушению регламента. В мастерской Retrofit Minsk вам подскажут оптимальное решение и проведут работы так, чтобы фары соответствовали нормативам и без проблем прошли проверку.
Нормы регулировки фар: угол наклона и допуски
Правильная регулировка фар – один из ключевых моментов подготовки к техосмотру. Даже новые хорошие фары могут ослеплять встречных, если они неправильно настроены. Согласно ТР ТС 018/2011, ближний свет должен иметь чётко заданный угол наклона вниз относительно горизонтальной линии. Этот угол зависит от высоты установки фары на автомобиле. Проще говоря, чем выше фара над землёй, тем сильнее должен быть наклон пучка вниз, чтобы не слепить водителей впереди.
Для контроля используют экран или прибор: на определённом расстоянии смотрят, насколько ниже центр светотеневой границы относительно центра фары. Нормативы можно выразить в процентах (падение света на расстоянии) или в угловых минутах. В таблице ниже приведены рекомендованные значения наклона ближнего света в зависимости от высоты центра фары:
Высота центра фары над дорожкой, мм | Номинальный угол наклона, % (≈угл. минут) |
---|---|
до 600 мм | 1,0% (≈34′) |
600–700 мм | 1,3% (≈45′) |
700–800 мм | 1,5% (≈52′) |
800–900 мм | 1,76% (≈60′) |
900–1000 мм | 2,0% (≈69′) |
1000–1200 мм | 2,2% (≈75′) |
1200–1500 мм | 2,9% (≈100′) |
Примечание: 1% наклона примерно соответствует опусканию светотеневой границы на 10 см каждые 10 м расстояния. Например, фары легкового авто на высоте ~600 мм должны быть настроены так, чтобы на стенде (экран на 10 м) линия cutoff была на ~13 см ниже уровня центров фар. У грузовика с фарами на 1200 мм эта разница составит около 29 см.
Регламент допускает небольшое отклонение фактического угла от номинала – порядка ±0,2% по вертикали. Это означает, что при проверке на техосмотре ваши фары могут светить чуть выше или ниже идеала, но в пределах допустимого диапазона. Если же отклонение больше, инспектор потребует регулировку. Обычно на практике фары регулируют на стенде: сначала выставляют номинальный угол (по таблице или данным производителя авто), а затем проверяют освещённость. Если световой поток недостаточный или чрезмерный, могут чуть подправить наклон в пределах допуска (не более ~0,1–0,2%) pogt.ru.
Как понять, правильно ли отрегулирован свет? Признаки хорошей настройки: фары ярко освещают дорогу впереди на дальность ~50–60 м (ближний свет), при этом светотеневая граница четкая, чуть ниже уровня глаз стоящего впереди автомобиля. Дальний свет должен сходиться примерно на горизонте и не уходить сильно вверх. В условиях СТО регулировку выполняют прибором – это гарантирует соответствие нормам. Retrofit Minsk имеет профессиональное оборудование для настройки света: после нашего сервиса угол наклона ваших фар будет строго в пределах нормы, что подтверждается прохождением гостехосмотра с первого раза.
Модернизация фар: популярные вопросы и решения
Многие автовладельцы хотят улучшить свет фар – будь то для комфорта, стиля или безопасности. Рассмотрим частые вопросы о модернизации света с точки зрения требований ТР ТС и практических советов.
1. Можно ли заменить галогенные фары на Bi-LED?
Ответ: Да, можно установить Bi-LED линзы вместо штатных галогеновых, но важно делать это профессионально. Bi-LED – это биксеноновые по функции (ближний/дальний) модули на светодиодах. Они дают значительно более яркий и четкий свет. Чтобы такая замена не нарушала закон, надо использовать качественные линзы с правильной светотеневой границей и устанавливать их в корпус фары аккуратно. После установки требуется тщательная регулировка. Специалисты Retrofit Minsk специализируются на таких работах: подбирают сертифицированные Bi-LED модули, монтируют их без повреждения фары и настраивают по стандартам. В результате вы получаете намного лучший свет, который не слепит встречных и проходит техосмотр (мы даём гарантию на установленные линзы и их соответствие требованиям).
2. Что делать, если фары запотевают изнутри?
Ответ: Лёгкое запотевание фар при перепадах температуры – явление нередкое и обычно допустимое: конденсат исчезает сам после прогрева фар. Однако, если внутри фары постоянно собирается вода, капли, или большая площадь стекла затянута туманом – это проблема. На техосмотре такую фару могут забраковать, потому что влажный рассеиватель сильно рассеивает свет и может вызвать коррозию отражателя. Решение: проверять вентиляционные отверстия и герметичность. Возможно, износились уплотнители крышек ламп или треснуло стекло. В Retrofit Minsk мы проводим диагностику причин запотевания. Часто помогает просушка фары и восстановление герметичности: заменяем уплотнительные резинки, заново проклеиваем корпус, очищаем вентиляционные каналы. После устранения проблемы фара должна оставаться сухой изнутри. Кстати, современные Bi-LED модули меньше греются, что снижает парообразование, но полная герметичность всё равно обязательна.
3. Можно ли заменить линзы или стекла фар на новые?
Ответ: Да, замена изношенных оптических элементов даже рекомендуется. Со временем стёкла фар мутнеют от пескоструя, царапаются; линзы внутри могут покрываться налётом, а отражатели выгорают. Всё это ухудшает свет. По требованиям, световой прибор должен быть в исправном состоянии, поэтому поставить новое стекло фары (или пластиковый рассеиватель) взамен старого – правильный шаг. Главное – использовать качественную деталь: либо оригинал, либо проверенный аналог, который не искажает пучок. Замена линз в фарах (например, на более современные с прозрачным стеклом вместо мутного) также допустима. Это даже популярная услуга: в старые фары типа Hella можно установить новые стеклянные линзы, улучшив резкость cutoff. После замены линз или стекла требуется отрегулировать свет, так как оптика может чуть сместиться. Наши мастера при замене всегда проводят финальную настройку, чтобы выехав из сервиса, клиент получил оптимальный свет по ГОСТу.
Retrofit Minsk – свет по стандартам и гарантия прохождения техосмотра
Компания Retrofit Minsk специализируется на автомобильном свете и гарантирует, что все работы выполняются по стандартам безопасности. Мы досконально знаем требования ТР ТС 018/2011 и применяем эти нормы на практике. Обратившись к нам, вы получите:
- Профессиональную регулировку фар. Мы отрегулируем свет с точностью до десятой доли процента по высоте, чтобы ни один инспектор не придрался. Фары будут светить эффективно, но без ослепления, как того требует норматив.
- Модернизацию без нарушений. Хотите ярче свет? Предложим сертифицированные решения (Bi-LED модули, качественный ксенон в линзах и др.), которые увеличат светимость в рамках закона. Все изменения выглядят как штатные – ваша машина сохранит оригинальный вид, но с заметно лучшими фарами.
- Качественные детали и работы с гарантией. Мы используем только проверенные лампы, линзы и комплектующие. Даём гарантию на установленные компоненты и герметичность фар. Если возникнет вопрос на техосмотре – мы готовы подтвердить, что оборудование соответствует требованиям. Но, как правило, после нас автомобили проходят проверку с первого раза.
- Экономию времени и уверенность. Вместо того чтобы самостоятельно пытаться настроить свет «на глазок» или переживать, пустят ли вашу машину, доверьте дело экспертам. Retrofit Minsk не только улучшает ваши фары, но и берёт на себя заботы по подготовке к техосмотру – вы будете уверены в результате.
Ваши фары – это залог безопасности ночной поездки. Не экономьте на качестве света и не рискуйте с сомнительными переделками. Лучше довериться профессионалам, которые сделают как нужно. Retrofit Minsk поможет вашему автомобилю сиять правильным светом, соответствовать всем нормативам и радовать вас отличной видимостью дороги!
(Источник нормативов: ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»)
❓Часто задаваемые вопросы по требованиям ТР ТС 018/2011 и установке фар